Природные строительные ресурсы АРК и Севастополя: Перспективы и последствия

За последние 15 лет Крым активно застраивался. Развал Советского Союза и возможность частной инициативы в этой сфере деятельности к середине 90-ых годов превратилась в главную тенденцию, которая наблюдается практически по всей республике, хотя и не равномерно.
Наибольшая концентрация строительных мощностей территориально привязывается к тем местам, где строительство дает максимальный доход – приморские территории. В центральных районах выделяется только Симферополь своими объемами потребления стройматериалов.
С советских времен крымский полуостров отличался обилием запасов нерудных полезных ископаемых, в свою очередь местная строительная индустрия на 90% зависела от местных стройматериалов. Эта тенденция во многом продолжилась и в последующие годы. Подмечено, что не будь в Крыму таких обширных природных запасов строительного сырья – строительные процессы были бы не так доступны, дешевы и массовы.
Итак, предмет нашего анализа – природные строительные ресурсы Крыма и перспективы их разработки и развития.
Чем богаты, тем и рады
А радоваться действительно есть чему. Крымский полуостров действительно богат на природные ископаемые строительного назначения. Разведаны и открыты месторождения цементного сырья, известняков для производства строительной извести, строительного гипса, строительного мергеля, стекольного сырья, строительного песка, строительного камня, облицовочного камня (мраморизованные известняки, диабазы, габро-диабазы, диориты, мшанковые известняки), стеновые материалы.
Важно понимать, что месторождения строительного сырья распространено по полуострову не равномерно, более того, наблюдается определенная специализация. Эта специфика карьеров имеет следующий вид:
— степной Крым и предгорная часть — Бахчисарайский, Белогорский, Красногвардейский, Первомайский, Раздольненский, Сакский, Симферопольский районы — специализируются на добыче пильных известняков;
— в горной части Крыма – Большая Алушта, Симферопольский район (с. Мраморное, с. Лозовое), Балаклава – ведется добыча камня бут, строительного и дорожного щебня, облицовочного камня.
Особо следует отметить ситуацию с запасами и объемами строительных ископаемых автономии. Так АР Крым занимает 7 место среди областей Украины по насыщенности полезными ископаемыми. Из разведанных 264 месторождений частично, периодически или постоянно разрабатываются 155 месторождений. Из их числа 58% приходится на сырье для производства строительных материалов.

Оценивая перспективность строительной индустрии и возможности местных ресурсов в сфере производства цемента можно смело утверждать, что это направление может находиться в приоритете. В Крыму разведаны 2 месторождения — 6 % от общего количества в Украине. Запасы обоих месторождений оцениваются в 166 млн. тонн. Ежегодная добыча сырья составляет от 400 до 600 тыс. тонн. Промышленные мощности обеспечены сырьевой базой на более чем 100 лет.
Та же картина с известняками для производства строительной извести. Всего разведаны 7 месторождений — 8 % от общего количества в Украине. Запасы оцениваются в 152 млн. тонн при ежегодной добыче не менее 2 млн. тонн.
Имеются и бесперспективные направления, например — гипс строительный, запасы которого составляют 2,1 млн. тонн. Это месторождение не носит промышленный характер
Следует особо отметить, что карьеры имеют промышленное значение, если запасы качественного природного сырья исчисляются сроком действия более 10 лет. Эти карьеры, как правило, хорошо оснащены оборудованием и подъездными путями. Также карьеры бывают притрассовые местного значения, расположенные в районе строительства объектов со сроком действия менее 10 лет и более высокой себестоимостью продукции по сравнению с промышленными.
Что касается стекольного сырья, то при запасах месторождения в 727 тыс. тонн и прекращения использования Керченским стекольным заводом месторождение рассматривается инвесторами как перспективное.
В сегменте облицовочных материалов наблюдается парадоксальная ситуация – при известных трех месторождениях с запасами более 9 млн. м3 разработка не ведется, не смотря на высокий спрос и популярность облицовочного камня как в Крыму, так и далеко за его пределами. Данный сектор находится в состоянии инвестиционно привлекательного.
Иная ситуация со строительным камнем, который используется для производства щебня. В Крыму разведано 29 (!) месторождений, запасы которых оцениваются в 154 млн. м3. Всего разрабатывается 15 месторождений. Запасов для добывающих предприятий хватит на более чем 100 лет.
Что касается производства кирпича, то при разведанных 12 месторождениях с запасами 28,5 млн. м3 и разработке 4 месторождений добыча может быть расширена. Но это целесообразно делать только при условиях внедрения новых технологий, так как существующие устаревшие в Крыму производят глиняный кирпич низкого качества. Качественные сорта кирпича в Крым завозятся.
В сегменте стеновых материалов в Атономии разведаны 94 (!) месторождения, что составляет 50% от общего количества по Украине. Запасы оцениваются в размере 344 млн. м3 или 32 % от запасов в Украине. Всего разрабатывается в Крыму 63 месторождения.
В тоже время, оценивая запасы распространенного пильного известняка в долларовом эквиваленте по текущим ценам, Министерство экономики Крыма называет цифру в 1,5 млрд. долларов. Это совокупный объем рынка только одного из самых распространенных видов строительного материала.
Известняки по праву занимают лидирующее положение в строительной отрасли Крыма. В автономии сосредоточено около 24% запасов строительных известняков Украины. Выделяются мраморовидные известняки, которые используются в дорожном строительстве, применяются для внутренней отделки, эти типы известняков залегают прерывистой линией от Балаклавы до Феодосии.
Мшанковые известняки известны в Крыму под названием «инкерманского», или «бодракского» камня. Из этого камня построено большинство зданий в Севастополе и Симферополе и в других городах Крыма. Месторождения мшанковых известняков тянутся от Инкермана до реки Альмы.
Известняки-ракушечники — легкие, ноздреватые (пористость до 50%) породы, они пригодны для получения мелких стеновых блоков. Ракушечники добывают в основном в равнинных районах Крыма.
Мергели — являются ценным сырьем для производства портландцемента. Самые лучшие разновидности мергелей находятся в Бахчисарайском районе.
Подводя итоги анализа запасов сырья строительных материалов Автономии, понятно, что республика обеспечена разведанными запасами более чем на 100 лет, хотя сырье залегает на территории Крыма неравномерно.
Самый популярный материал – известняк-ракушечник – именно в этом сегменте сосредоточен основной массив производственных мощностей по причине большой прибыльности и массового спроса. Но, это одна сторона медали, с другой стороны эксперты все-таки оценивают эффективность использования карьеров «ракушняка» на низком уровне. Среди основных причин – отсутствие комплексной разработки месторождений; практически не проводится рекультивация нарушенных карьерами земель; не полностью выполняются особые условия лицензий.
Для справки: в условиях Крыма строительные компании используют природные строительные материалы, которые получают в результате несложной механической обработке горных пород с обязательным сохранением всех физико-механических и технологических свойств. Строительные материалы применяются при постройке зданий любой сложности, чаще всего — в виде плит, блоков, бортовых и облицовочных камней, дорожной брусчатки, бутового камня, щебня, дробленого песка и т. д. В больших количествах при строительстве применяются валуны, гравий, песок, глина. Кроме того, крымские горные породы являются сырьем для получения искусственных строительных материалов: строительной керамики, огнеупоров, стекла, цемента, извести и т.д.).
На разведанных месторождениях еще в советское время в эксплуатацию были введены более сотни карьеров. Всего на 159 месторождений полезных ископаемых существует 271 карьеров. В советский период эти карьеры помимо выполнения планов выполняли важную социальную функцию – обеспечивали местное население круглый год постоянной работой.
На сегодняшний день существующие карьеры значительно сократили выработку и добычу, сократили штат сотрудников в несколько раз. В тоже время на предприятиях добывающей промышленности автономии регулярно испытываются потребности в квалифицированных кадрах с техническим образованием и знанием оборудования. Мода на экономистов и юристов практически свела на нет подготовку профессиональных кадров со средним техническим специальным образованием.
Легалы и нелегалы
Как в любой сфере деятельности рынок строительного сырья помимо официальных карьеров насыщен так называемыми «черными карьерами». Это нелегальные объекты, которые появились во множестве сразу после развала СССР и ростом спроса на пильный камень в малом и среднем строительстве. Одна из причин большого количества нелегальных карьеров — сравнительно легкая добыча.
Знаменитая желто-оранжевая крымская «ракушка» легко пилится даже вручную. Залегает часто на небольших глубинах, поэтому усилия одного экскаватора и пары пил, могут обеспечить стабильным доходом не одну семью, а целый поселок, который после распада колхозов и совхозов нашел выход из критического состояния. Такие нелегальные карьеры часто вырастают на базе старых и закрытых карьеров.
«Ракушка» или ракушняк — пористый и легкий известняк, один из самых ходовых строительных материал для возведения частных домов невысокой этажности, мини-пансионатов, придворовых построек. Большая часть одно, двух и трех этажный зданий в Крыму строится именно из этого камня. Соответственно спрос на него остается постоянно высоким.
Территориально районы с наибольшей концентрацией легальных и нелегальных карьеров ракушняка концентрируются в Сакском, Раздольненском и Красногвардейском районах. Неглубокое залегание пластов ракушняка, обилие закрытых карьеров, которые были законсервированы еще в 60-70-ые годы дают почву для расцвета нелегального карьерного бизнеса.
Как отмечают чиновники Госинспекции по контролю за использованием и охраной земель, под удар чаще всего попадают земли сельскохозяйственного назначения. С нелегальными карьерами чиновники связывают несколько важных проблем: 1) самозахваты земель сельскохозяйственного назначения для добычи стройматериалов; 2) ущерб экологии и экономике Крыма; 3) травматизм и гибель персонала – чаще всего работы ведутся без соблюдения техники безопасности зачастую кустарными методами.
Что касается карьеров, работающих по добыче щебня, то ситуация кардинально отличается. Разрабатывать такие карьеры нелегально невозможно по нескольким причинам: 1) большие объемы взрывных работ; 2) привлечения тяжелой техники (грузовики, экскаваторы); 3) применение дорогостоящих производственных линий.
Особое отношение в Крыму к заброшенным карьерам, которых насчитывается не много ни мало – 153.
По проблемам нелегальных карьеров и самозахватов земель добывающими компаниями в Крыму сложилась тяжелая ситуация. По сообщениям Госинспекции по контролю за использованием и охраной земель в Крыму выявлено большое количество нарушений именно в тех районах, где строительные ископаемые залегают в максимально больших количествах.
Самозахваты и разработка без документации происходит в Сакском районах, Раздольненском, причем захваты исчисляютмя в размерах от 1 га до 1,3 тыс. га. По информации Госинспекции в Крыму работает около 50 предприятий, которые нелегально используют земли сельхоз назначения и добывают известняки, тем самым наносят серьезный ущерб государству и бюджету. В результате такого варварского подхода нелегальные карьеры естественно не рекультивируются и используются после зачистки под свалки ТБО.

Стратегический поворот в карьерном бизнесе
Приход новой властной команды в 2010г. не оставил без внимания и карьерный вопрос в Крыму. Так после анализа ситуации с карьерами, новая власть безошибочно определила самую уязвимую точку в этом секторе строительного бизнеса, а именно – получение новых земельных участков под разработку и добычу и рекультивация выработанных и опустошенных земельных участков.
Согласно законодательству, рекультивация представляет собой ничто иное, как приведение в первоначальное состояние почвенного покрова до начала разработки. В привычном формате ведения карьерного бизнеса именно эта опция представляется наиболее затратной и бесперспективной с точки зрения бизнеса. Как правило, эта процедура выполняется крайне редко, что наносит плодородным почвам автономии непоправимый урон.
По словам председателя Рескома АРК по земельным ресурсам Александра Чабанова: «В Крыму есть громаднейшая проблема по нашим карьерам. Она еще с советских времен. Есть карьеры брошенные, есть те, которые не рекультивируются. Даже у нас в последнее время после выработки карьера рекультивацию не проводят. Брошено очень много». По словам главы Рескомзема, для прорыва на этом направлении нужна помощь государства. Власть видит для себя главную задачу – возвращение плодородия земель.
Александр Чабанов заявляет, что «для этого каждый год по чуть-чуть, но финансирование с бюджета идет. Но в нашей стратегии к этому подошли очень кардинально. Однозначно будут расчеты по всей автономии тех карьеров, которые сейчас действуют, и будут требования контроля над проектами рекультивации». Учитывая с каким рвением новая команда Совмина взялась за дела в Автономии, в словах чиновника сложно усомниться, но, как говорится, время покажет.
Ситуацию поможет переломить порядок, согласно которому 80% от средств выплачиваемых за недропользование уходит в госбюджет, а только 20% оседает в местных бюджетах. Так, только в 2009 году платежи и сборы в Госбюджет за пользование крымскими недрами составили более 170 млн. гривен, в том числе плата за воду – 14,5 млн., плата за недра – 26,4 млн., геологоразведка – 26,8 млн., рентные платежи – 102,8 млн.
При радикальном изменении налоговой схемы крымские чиновники обещают получить те самые средства, которые могли бы вкладывать местные и республиканские бюджеты в рекультивацию земель.
Планы и перспективы отрасли в среднесрочной перспективе
Оценивая ресурсы Крыма и имеющиеся в наличии карьеры, становится понятно, что при наличии грамотного менеджмента и построения четкого взаимодействия с добычей, переработкой и потреблением сырья можно добиться хороших экономических результатов. Но один частный бизнес с заказами на строительство жилья и развлекательных комплексов не составляет массива заказов.
Анализ ситуации в строительстве дорог в автономии за 2010-11 гг. говорит о том, что государство планирует глобальные транспортные реформы, свидетелями которых крымчане уже стали. Интенсивное строительство объездных дорог, появление новых дорог в столице Автономии уже реальность, а не планы. Тем не менее, в планах Совмина расширить это направление.
По заявлениям службы автодорог АРК планы по строительству автодорог касаются, прежде всего, разгрузки столицы Автономии от транзитного транспорта. Так разгружаются Сакское и Херсонское направление. На следующем этапе разгрузка транспортного потока Харьковского, Ялтинского и Феодосийского направления. Ремонт уже существующих участков объездных и строительство новых трасс за период 2008-09 гг. обошлись более чем в 250 млн. гривен. Также правительство озвучивает планы по созданию новых трасс на Южный берег Крыма.
Из этого следует, что госзаказы на дорожные стройматериалы уже не слова, а реальность. Тем более, что массив стройматериалов обеспечивается на месте, что значительно снижает себестоимость работ. Что касается окружных столицы Автономии, то с 2008 года по 21 декабря 2010 участок симферопольской объездной до Дубков был сдан в эксплуатацию.

И снова о стратегии. Согласно стратегическим направлениям, прописанным в принятом прошлой осенью документе, дороги занимают особое место. Совет министров с целью наполнения стратегии конкретными рабочими документами утвердил в октябре 2010 года «Программу развития транспортно-дорожного комплекса Крыма до 2020 года». По программе планируется вложить до 2020 года 80 млрд. гривен в реконструкцию и полную модернизацию крымских дорог.
Для местных предприятий по добыче и переработки строительного сырья – это серьезный сигнал. Согласно планам правительства Автономии — более 50 млрд. гривен – это средства, привлекаемые из Госбюджета Украины. По 400 млн. грн. должны дать соответственно республиканский и местные бюджеты, остальное – внебюджетные средства.
Не следует думать, что стратегические поиски и принятие подобного рода документов стали уникальными для Крыма только в 2010 году. В октябре 2005 года Постановлением ВР АРК за номером № 1470-4/05 была утверждена Концепция развития минерально-сырьевого комплекса Автономной Республики Крым на период до 2010 года.
Принятию этой концепции предшествовало согласование и создание ряда документов – решений ВС АРК по охране и рациональному использованию земельных ресурсов при разработке полезных ископаемых, а также решения о развитии минерально-сырьевого комплекса АР Крым.
Особое внимание эта концепция уделяет вопросам, связанным с эксплуатацией карьеров с пильными известняками. Вышестоящие властные структуры национального уровня в лице Совета национальной безопасности и обороны Украины, Президента Украины и Верховной Рады Украины признали осуществление государственного управления в области недропользования неудовлетворительным и поручили провести реорганизацию органов государственного управления в сфере недропользования и разработать ряд нормативно-правовых актов для улучшения положения дел в этой области.

Как показал опыт, по словам руководителя Рескома по земельным ресурсам Александра Чабанова эта ситуация спустя пять лет не изменилась и по-прежнему остается критической. Анализируя результаты деятельности в этом направлении и текст концепции, становится ясно, что 1)необходимо снова совершенствовать законодательство, 2) систему государственного управления указанной сферы деятельности, 3) усиливать механизмы контроля и учета, 4) нужна долгосрочная стратегия пользования недрами с целью их рационального использования.
Помимо этого нужно обязательно разработать и ввести в работу комплекс экономических, правовых и организационных мероприятий с целью привлечения инвестиций в развитие этого сектора экономики.

Согласно данным Геологического информационного фонда Украины на государственном балансе сегодня числится 154 месторождения строительных материалов. На сегодня около 100 горнодобывающих предприятий ведут добычу полезных ископаемых. При этом, абсолютная стоимость всех запасов и ресурсов полезных ископаемых по объектам оценки в их естественном залегании в мировых ценах составляет 58,8млрд. долл. США.

К сожалению, сегодня у местной власти отсутствует достоверная информация о состоянии и степени освоенности сырьевой базы Автономии. В связи с чем, невозможно принятие адекватных решений для дальнейшего развития отрасли. Порой складывается впечатление, что сектор добывающей отрасли в строительстве слабо интересует власть.
Это проявляется в том, что сегодня отсутствуют адекватные инструменты оценки экономического эффекта от работы и развития этой отрасли в районах и на местах, отсутствуют точные статистические данные объемов производства и реализации, отсутствуют координация действий органов местного самоуправления с органами власти республиканского уровня, причина – отсутствие нормативно-методической базы управления отраслью.
В результате в мутной сырьевой воде легко проворачивать одни объемы добычи, фиксировать другие и вести бизнес «по-крымски», когда имеется в наличии энное количество едва дышащих на ладан предприятий, регулярно балансирующих на грани банкротства, но постоянно запрашивающих и захватывающих новые и новые земельные участки под новые карьеры.

Чтобы побороть эти негативные процессы необходимо сделать работу карьеров более прозрачной с одной стороны, и нормализовать нормативно-правовую базу с другой стороны.
Что необходимо сделать для нормализации ситуации?
1)анализ современного состояния минерально-сырьевой базы Крыма;
2)тщательная оценка объемов потенциального сырья;
3)денежная оценка минеральных ресурсов с выделением активных запасов по видам полезных ископаемых и месторождениям в местных и мировых ценах;
4)анализ рынка и постоянный мониторинг рынка, с последующим прогнозом добычи и потребления;
5)ставка на экологически безопасные способы добычи и усиления экологического контроля за деятельностью предприятий;
6)определение приоритетных направлений в сфере добычи и переработки полезных ископаемых строительной спецификации.
Эффект от пристального внимания и развития данной отрасли окажется сразу в нескольких сферах: в экономике – увеличение налоговых поступлений, развитии отрасли и увеличении объемов производства; в социальной сфере – рост рабочих мест в районах, в сфере экологии – применение новых технологических линий, рост рекультивированных земель.
Рынок карьеров
На сегодняшний день на карьерном рынке ситуация в постоянной динамике. Наиболее ходовые карьеры – небольшие ракушечные. Как уже отмечалось выше – «ракушка» самый ходовой строительный камень в Крыму, на который есть постоянный спрос особенно в мелком и среднем строительстве. Соответственно продажа карьеров с ракушняком сегодня самая распространенное предложение.
Массив предложений приходится на Сакский район, Раздольненский район. Средняя цена на такой ходовой карьер – 150 – 300 тыс. долларов. В таких карьерах запасы сырья оцениваются в среднем от миллиона кубических метров до полутора – до двух-трех миллионов кубометров.
В сегменте известняковых карьеров типа «инкерманского камня» полностью разоренные карьеры без оборудования продаются по цене от 650 тыс. до 1 млн. долларов. При этом запасы ископаемого сырья варьируются от 3-5 млн.м3 до 7-10 млн. м3.
Инвесторы и местные жители
Среди инвестиционных проектов, которые в ближайшей перспективе могут стать ключевыми поглотителями строительных ресурсов можно выделить следующие пректы:
— строительство транспортного перехода через Керченский пролив (от 0,8 до 2 млрд. долл. США);
— строительство тематического парка развлечений «Динолэнд». Стоимость проекта 120 млн. евро.
— реконструкция и развитие аэропорта «Симферополь» — 270 млн. долл. США;
— ООО «Крым Ирей» (Бахчисарайская ВЭС, Тургеневская ВЭС, Холмогорская ВЭС, ВЭС Солнечная Долина). Общая стоимость инвестпроектов 1,5 млрд. долл. США;
— строительство и реконструкция автомобильных дорог 4 проекта на общую сумму более 2,3 млрд. долл. США.
Особняком стоит ООО «Альтцем» с проектом «Строительства современного цементного завода мощностью 3 млн. тонн клинкера в год с применением энергосберегающих и экологически безопасных технологий производства цемента». Стоимость проекта составляет 443 млн. долл. США;
Итак, несмотря на бушующий кризис, к Крыму продолжают присматриваться инвесторы, и в том числе — в сегменте производства строительных материалов. Эта сфера и сфера природных строительных ресурсов остается одной из самых востребованных в Крыму и притягивает крупных украинских олигархов и украинских ФПГ.
При этом часто интересы частного капитала, власти и местного населения кардинально разнятся и полностью не совпадают. Примером тому служит громкий скандал вокруг проекта строительства карьера по добыче известняков Крымского содового завода в Белогорском районе автономии, принадлежащего известному олигарху Дмитрию Фирташу.
Суть проблемы в следующем – предприятие Крымский содовый завод заинтересовано в строительстве карьера по добыче известняков на Северо-Баксанском месторождении. Карьер планируется разместить в 4 километрах от села Ароматное в среднем течении реки Бурульча Белогорского района. Интерес компании прост – зачем покупать известняки у Белогорского карьероуправления, когда можно заполучить свой собственный карьер. Планируется в год добывать около миллиона тонн известняка.
Этот проект вызывает сильнейшее противостояние со стороны местных жителей и крымских экологов. Противоположная сторона считает, что в результате реализации этого проекта нарушится гидрологический баланс в районе и без питьевой воды останутся 22 тысячи жителей района. При этом будут ликвидированы все возможности развивать зеленый туризм на этой территории.
Инициативная группа местных жителей и экологов проводят акции протеста, выступают на пресс-конференциях, пытаются привлечь внимание власти на всех уровнях, обращаются к правительству и Президенту.
По мнению противников нового карьера, территория под карьер уже определена концепцией развития района по «Схеме планировки территории Крыма» от 2006 года, как курортная зона регионального ландшафтного парка. На этой территории расположены горные карсты, функция которых собирать и переносить воду. Нарушение этой системы может негативно повлиять на будущее районе в сфере водообеспечения. С другой стороны на землях под карьер находятся десятки видов растений, занесенных в Красную книгу Крыма и Украины, там же обнаружены пещерные города и поселения первобытных людей. Но самый главный аргумент протестующей стороны – химзавод просто не хочет покупать известняки у Белогорского карьероуправления. В случае реализации проекта нового карьера Белогорские карьеры будут закрыты, так как потеряют основного клиента.
Тревожный сигнал для этого проекта – в борьбу подключилась организация «Экология и мир», которую возглавляет известный крымский борец за экологию Виктор Тарасенко. По заявлению главного общественного эколога Крыма подобные проекты перечеркивают процесс трансформации туристических потоков в Крыму: «уничтожается перспектива Крыма – выход туристического бизнеса за пределы Южного берега с его плотной урбанизации, который уже не справляется с приемом туристов. Да и народ просится на природу, на ландшафты».
Другой грандиозный проект продвигает компания «Альтцем», но уже в несколько иной сфере – производства цемента. Этот проект также встретил крайне негативное отношение со стороны местных жителей. В связи с чем руководство компании регулярно проводит мероприятия по снятию напряженности и коррекции общественного мнения.
Сегодня предприятие реализовывает проект по строительству цементного завода в Керчи мощностью 3,6 млн. т. клинкера в год на базе Краснопартизанского месторождения известняков в Ленинском районе Крыма. Для перевалки цемента компания «Альтцем» планирует задействовать Камыш-Бурунский порт, расположенный всего в 4 км от будущего завода, где и будет находиться терминал по отгрузке продукции. Технологическая схема проектируемого производства разработана с использованием высокотехнологического оборудования немецкой фирмы «POLYSIUS AG» стоимостью 186 млн. евро, отвечающего требованиям энергосберегающих технологий.
Как декларирует руководство компании, строительство и последующая эксплуатация нового предприятия позволят создать сотни новых рабочих мест (персонал завода при его полной мощности — до 1000 человек). Оживление Камыш-Бурунского порта, при условии строительства нового терминала и увеличения грузооборота, открывает перспективу возвращения Крыма в судоходную транспортную артерию, связывающую Украину с Россией и другими государствами ближнего и дальнего зарубежья.
И это не единичный случай, когда местные жители очень осторожно и критично относятся к появлению новых карьеров. Аналогичная ситуация наблюдалась в Бахчисарайском районе, когда под карьер изыскивались земли, прилегающие к Чуфут-кале и другим близлежащим туристическим объектам. А вот эпизод уже с побережья – Коктебель. Жители этого поселка обеспокоены тем, что в скором времени могут открыть карьер в районе бывшей кошары на окраине поселка.
Конверсия рудоуправления
А вот пример того, как предприятие по добыче нерудных строительных ископаемых нашло выход из проблемной ситуации, успев распилить гору и изменить рельеф местности. Речь идет о Балаклавском рудоуправлении.
Предприятие, начавшее работу еще в тридцатые годы прошлого века, сформировало производственную структуру, отработало технологию добычи. На предприятии в свое время работали 1300 сотрудников, а объемы добычи переваливали за полмиллиона тонн в год.
Долгое время БРУ было лидером в производстве известняка для металлургической, химической и строительной отраслей. После приобретения предприятия в 2006 году компанией «Смарт – групп», входящей в «Смарт – холдинг», среди инвестиционных обязательств было перенос Балаклавской дробильно – обогатительной фабрики за пределы Балаклавской бухты. В связи с этим предусматривается закрытие дробильно-обогатитиельной фабрики и реализация проекта круглогодичного курорта Balaklava Green. Зимой 2011 года состоялась презентация проекта на выставке МIРIМ в Каннах.
Согласно планам реализации проекта, предусмотрено строительство в течении 15 лет 22 гостиничных комплексов, санаториев, кемпингов, объектов торговли, общественного питания и социальной сферы на площади 750 га. Общий объем инвестиций, которые намерен привлечь «Смарт – холдинг»,—1,2 млрд. долларов.
Вместо послесловия
Ситуация с природными строительными ресурсами напоминает ситуацию, описанную в свое время Виктором Черномырдиным: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Так и в нашей ситуации, как всегда в Крыму всем сегментам и акторам не хватает то воли, то сил, то средств, то желания, чтобы привести процессы в отрасли в надлежащий вид. Возможно проблема не только в отсутствии инструментов и слабой воле, а в силе коррупции и желании быстрой наживы, потому что сообщения о том, как некие граждане годами развивают нелегальные карьеры и зарабатывают при этом миллионы, просто не укладывается в голове.
Крымские ресурсы в очередной раз используются по принципу – Крым большой, земли много, камня тоже много, на наш век хватит. Этот варварский принцип позволяет беспредельно грабить ресурсы и ничего не оставлять взамен. С другой стороны – легальный бизнес, имеющий большие деньги за своей спиной нередко замахивается на территории, совершенно не задумываясь об их значении для Крыма, истории, культуры.
Выход прост – помимо аудита всех известных месторождений и карьеров, необходимо разработать программу освоения природных строительных ресурсов строго с привязкой не только к потребностям рынка, но и с привязкой к районированию строительного бизнеса и наличия природных ископаемых в нем. И даже в этом случае необходимо учитывать фактор исчерпаемости ресурсов и возможного изменения рельефа местности, вероятных последствий.
Только при таком подходе, когда будет составлена карта с учетом всех показателей и будет составлен подробный кадастр ископаемых ресурсов на крымских землях, инвесторам станет понятно, куда можно пойти, а куда не стоит и соваться.
Яков Криншпун
Текст подготовлен в рамках проекта «Улучшение качества общественного обсуждения приоритетов развития Крыма». Проект реализует Институт развития Крыма при поддержке Посольства США в Украине.

Источник: сайт «Флот 2017″

,