«Вальс» севастопольских кризисов

Коллегия Счетной палаты рассмотрела результаты аудита выполнения в 2006-2009 годах Программы и констатировала, что Севастопольская городская госадминистрация как ее главный исполнитель и Министерство экономики как государственный заказчик данной Программы при отсутствии контроля со стороны Кабинета министров Украины не обеспечили выполнения и управления Программой устойчивого социально-экономического, экологического и культурного развития г. Севастополя на период до 2015 года. Из утвержденных на 2006-2009 годы 59 мероприятий не выполнено 90%. Кроме того, 137,0 млн. грн. бюджетных средств использовано с нарушением законодательства. Главными причинами этого являются несоблюдение требований законодательства при формировании и утверждении Программы, ограниченность и бессистемный характер ее финансирования (профинансировано на 25,0% от запланированного), бесконтрольность реализации мероприятий Программы со стороны Севастопольской горгосадминистрации и Минэкономики.

Так, при отсутствии обеспечения Севастопольской городской государственной администрацией государственного контроля состояния финансовой дисциплины, учета и отчетности в ее структурных подразделениях управлением капитального строительства СГГА израсходовано с нарушением законодательства по вопросам порядков финансирования капитального строительства, осуществления государственных закупок 65,6 млн. грн. бюджетных средств, направленных на выполнение мероприятий Программы. Из них при отсутствии актов выполненных работ на расходы незаконно списано 19,1 млн. гривен. Кроме того, не подтверждено актами выполненных работ, проектно-сметной и разрешительной документацией (которые якобы переданы Московской коллегии адвокатов «Инюрколегия» для проведения правовой экспертизы) использование 72,3 млн. гривен.

Вопреки требованиям законодательных актов, которые четко определяют порядок формирования и содержание государственных целевых программ, Программа содержит несогласованные и нечеткие положения, нереальные источники финансирования, которые заведомо делают невозможным выполнение ее мероприятий и достижение определенной цели. В результате этого остаются нерешенными проблемы отведения и очистки стоков; сохраняется угроза прекращения водоснабжения для 50% жителей города; из аварийных домов, которые не подлежат капитальному ремонту, не отселены полтысячи семей; через незавершение запланированного еще в 2008 году строительства газопровода через Севастопольскую бухту к центральной части города жители Гагаринского района не получают качественных услуг по отоплению жилищ. При значительном росте в Севастополе уровня онкозаболеваний предусмотренное Программой строительство в 2008-2009 годах пристройки к городскому онкологическому диспансеру не начато. Кроме того, при увеличении очереди детей в дошкольные учебные заведения города, которая достигла 2,8 тыс. лиц, не начато запланированное строительство детского садика по ул. Т. Шевченко. Фактически не финансировались и не выполнялись основные мероприятия инвестиционного направления, которые влияют на экономический потенциал города, в частности, по реализации программы развития ОАО «Севастопольский морской завод» и морского торгового порта.

Несмотря на существенные проблемы с финансированием, Севастопольская горгосадминистрация и Минэкономики предложений относительно изменения объемов финансирования, перечня мероприятий, сроков их выполнения в правительство в 2006-2009 годах не вносили, а следовательно, соответствующие решения не принимались. Нерешенность значительного количества жилищно- коммунальных и экологических проблем негативно влияет на инвестиционную привлекательность города и, соответственно, сдерживает его социально-экономическое развитие, обостряет проблемы с предоставлением жителям города гарантированных государством прав на труд, здравоохранение, образование и жилье.

Объемы промышленной продукции за этот период упали почти на треть, удельный вес убыточных предприятий вырос до 41,6%. Уровень безработицы в 2009 году в сравнении с предыдущим годом увеличился в 2 раза и составил 6,5%. Во столько же раз выросла задолженность по заработной плате наемных работников при том, что ее реальный объем сократился на 5,6% и снизился относительно среднего уровня по Украине.

Коллегия Счетной палаты отмечает, что Программа устойчивого социально-экономического, экологического и культурного развития г. Севастополя на период до 2015 года является недейственной, выполняется формально. При таких условиях последующее выполнение Программы в действующей редакции не обеспечит достижения поставленной цели — Программа нуждается в существенных корректировках и утверждении в новой редакции.

По результатам аудита проинформированы Верховная Рада, Кабинет министров и Генеральная прокуратура Украины для соответствующего реагирования.

Пресс-служба Счетной палаты

Источник: Севастопольские известия, №58, 14.07.2010г.

,